Память

Память

Несмотря на то, что человек продолжает совершенствовать и усложнять компьютеры, человеческий мозг все же остается самым удивительным и непостижимым органом. Возможностям мозга нет границ. Память мозга безгранична. Чем больше вы учитесь, тем больше вы можете выучить и освоить. Наш мозг просто бездонный колодец. Положим, вы уже говорите на одном-двух языках, однако же следующий выучить будет легче, и так далее.

Что касается музыки, память не только помогает запоминанию текста, но и приобретению навыков игры. Последнее было описанов статье журнала “Science” (Reza Shadmer and Henry H. Holcomb, “Neural Correlates of Motor Memory Consolidation,” Science, August 1997; 821-25.) Исследователи использовали сенсоры, измерявшие поступление крови к разным участкам мозга и электрические импульсы к мышцам и от них. Термин «двигательная задача» соответствует реальным движениям, тогда как «внутренняя модель» (ВМ) относится к приобретенному мозговому паттерну, который обеспечивает функционирование навыка.

Как же все это относится к игре на флейте?

Когда я учился в Парижской Консерватории Гастон Крюнелль учил меня, что трудные участки нужно отрабатывать очень медленно, разбивая их на коротенькие кусочки. Такой подход был уже не нов, но здесь, по мнению Крюнелла, было важно избегать играть эти участки сразу в нужном темпе, или, еще хуже, постепенно наращивать темп метронома, что сводит на нет все, достигнутое таким трудом. Мне этот метод очень помог, и я всегда рекомендую его моим студентам. Не уверен, правда, что они всегда следуют моему совету. Если они делают по-своему и у них все равно получается, что ж, я не настаиваю. Но не вижу причины не следовать такому прекрасному методу. 

Крюнелль интуитивно следовал научным исследованиям, опубликованным в журнале «Science». «В ходе работы мы увидели, что время само по себе есть мощный компонент обучения», - говорит Генри Х. Холкомб. «Мало просто работать над чем-либо. Нужно дать время мозгу закодировать новое умение. При отработке некой двигательной задачи, движения постепенно становятся плавнее, активизация мышц опирается на внутреннюю модель (ВМ), которая заранее предвосхищает требования задачи.  Первоначальная работа с новой механической системой ведет к долгосрочному сохранению ВМ в мозгу. Но ВМ продолжает разрабатываться и после окончания занятия. В течение пяти-шести часов свежеприобретенная ВМ постепенно становится устойчивой к поведенческим изменениям, то есть кристаллизуется.» Этим объясняется, почему некоторые умения запоминаются навсегда, несмотря на болезни и травмы: езда на велосипеде, плавание, рукоделия. Чтобы обновить забытое умение, нужно упорство и эффективность, но все же основа уже наработана ранее.

То же верно и для игры на флейте. Буду говорить о личном опыте. После окончания консерватории меня призвали на службу во французскую армию и направили в Алжир, что –то вроде Вьетнама для американских юношей. Более двух лет я ни разу не играл на флейте. После демобилизации я думал, что моя музыкальная карьера для меня навсегда закрыта. Мой давний друг сказал тогда мне: «Такое не забывается... Ты ведь не забыл, как кататься на велосипеде». И он был прав. В течение месяца занятий я пришел в прежнюю, и даже в лучшую форму, так как время имело мощный эффект дозревания.

Исследователи заключили, что нужно пять-шесть часов для того, чтобы новое умение перешло из временной памяти в передней части мозга в постоянную память в задней части, в кортексе (серое вещество). «Исследования, изучающие освоение двигательных задач, показали, что ВМ наименее устойчива вскоре после ее приобретения.»

Не пытайтесь тут же сыграть сложный участок сразу же после его медленной отработки. Утро вечера мудренее, это касается и академической домашней работы. Поработайте над другими произведениями или же займитесь чем-нибудь другим. На следующий день попробуйте сыграть сложный кусок в нужном темпе. Не получается - снова пробуйте медленно.

Из этого исследования можно сделать и другие интересные выводы.

Если мозг хранит хорошие ВМ, к сожалению, он с тем же успехом приобретает и плохие привычки, а они, как известно, требуют в два раза больше времени для устранения и переобучения.

Чем раньше вы станете готовится к уроку или концерту, тем более четким и крепкими будут ваши знания. И наоборот, подготовка в последний момент совершенно непродуктивна: подготовка второпях, в самую последнюю минуту будет негативно сказываться на вашей игре. Я заметил, что даже игра с листа в первый раз иногда получается лучше, чем повторения, так как ошибки еще не успели осесть в памяти.

Когда я слышу что-то вроде: «для подготовки к уроку мне нужен еще один день», я обычно молчу, но про себя думаю: «Для хорошей игры – слишком рано, а для занятий – слишком поздно».

Запоминание 

Запоминание – это такая же техника, как и тон, гаммы или дыхание. Его нужно изучать и отрабатывать полчаса в день не важно, где, в автобусе, самолете или в ванной. К тому же работа над ним не производит никакого шума.

Не забывайте, что человеческий мозг никогда не переполняется. Чем больше вы учитесь, тем больше вы можете выучить. То же относится и к музыке. Не забывайте, что запоминание – это, другими словами, выучивание наизусть.

Мелодическая память

Этот вид запоминания требует много времени и повторений. Его нужно постоянно поддерживать. Любые помехи в зале, вашем аккомпанементе или у вас в голове могут сбить вас с толку. Поэтому на конкурсах и ответственных выступлениях на нее полагаться не стоит. Хуже того, она опирается на то, что вы обязательно играете правильную последовательность нот и мелодий. Если сыграна не та нота, вы уже не знаете, что играть.

Зрительная память

Зрительная память не так уязвима для стресса и волнений, как мелодическая память. Знания, приобретенные с ее помощью, остаются с вами практически навсегда. Она помогает безукоризненному запоминанию нот, разве не это волнует нас больше всего? (этот метод разработал профессор по флейте Уве Гродд. Он очень успешно применял его в Университете Окленда, Новая Зеландия. Все его студенты замечательно играют по памяти).

Конечно, эти два метода не взаимозаменяемы. Хорошее знание музыки, флейтовой партии, и всех остальных партий, совершенно необходимо. Все дело в том, чтобы смешать и использовать все особенности мозга для хорошей игры.

  1. Посмотрите на нотный текст, на его расположение, графику.
  2. Проанализируйте его, разложите его по фразам, разглядите его составные части, и снова сложите его в единое целое.
  3. Возьмите два такта, или десять, или еще сколько-то, начиная сначала, даже если вы уже его знаете.
  4. Разглядывайте этот кусочек сколько угодно, читайте его как сложную и увлекательную книгу, которую очень хочется понять.
  5. Отведите взгляд от текста и попробуйте «увидеть» этот кусочек. Назовите ноты вслух. «Нарисуйте» их в воздухе. Там должно быть все:
    Вся динамика,
    Вся артикуляция,
    Все ноты,
    Все пометки о темпе,
    Все тактовые черты,
    Нужно запомнить даже место на странице.
  6. Повторяйте весь процесс пока вы не сможете нарисовать фразу в воздухе без флейты. Помните: в памяти будет запечатлена любая ошибка.
  7. Выпишите фразу. Без ошибок. Теперь снова нарисуйте! Проверьте. Сравните. Если все правильно, пойдите и налейте себе стаканчик! А если нет, повторите всю процедуру сначала. Не ограничивайтесь просто исправлением ошибки.
  8. Займитесь следующей фразой или куском, и так далее.

Когда вы завершили работу над произведением по кусочкам, начните процесс снова, теперь по две фразы одновременно, потом по частям, …и в конце концов целиком. Следуйте всегда одному и тому же правилу, и не идите дальше, пока не закончили с предыдущим куском. Во время «фазы рисования», не играйте свое произведение. Проиграйте его с начала до конца только когда процесс запоминания завершен. Во время игры старайтесь «увидеть» все элементы. Если же не видите, или же вам хочется остановиться, значит вы слишком торопитесь.

Скорость запоминания не так важна: как только вы закончили запоминание по этому методу, нужное произведение остается у вас в памяти навсегда, все равно как 2+2=4.

Сначала вам потребуется примерно час для короткого отрывка в несколько тактов. Но через три месяца на такой отрывок вам понадобится десять минут. А на следующий год - и того меньше. Через два-три года вы будете чувствовать себя очень уверенно и сможете сыграть, где угодно: если даже и сделаете ошибку, то все равно будете знать, где именно на странице и в тексте вы споткнулись. Что бы ни случилось, вы легко продолжите играть дальше.

В двух словах:

Невозможно истощить свою память. Чем больше у вас знаний, тем больше вы можете узнать. Мозгу требуется время, чтобы «переварить» навыки и знания. Если сразу сыграть свежевыученное произведение, оно стирается во временной памяти. Для лучшего запоминания оставьте работу над ним до следующего дня.