Агогика

Агогика в музыке: искусство выразительного исполнения

Во время живого (не механического или электронного) исполнения происходят небольшие изменения. Агогика (термин дал Хьюго Риман, музыкальный теоретик и философ) это комбинация естественных динамических тенденций, устремлений, которые влияют на темп, ритм и т.д.

Это во многом касается таких естественных явлений, как:

  • Accelerando провоцирует crescendo, в то время как diminuendo имеет тенденцию к затягиванию темпа.
  • Медленный темп увеличивает эффект гармонической последовательности.
  • Слабые доли более легкие, чем сильные доли, которые по своей природе более тяжелые и сильные.
  • Короткие длительности (шестнадцатые) в быстром темпе провоцируют ускорение, но те же самые длительности в медленном темпе имеют тенденцию к замедлению.
  • Длинные ноты угасают, если их не развивать.
  • Rubato позволяет фразе и музыке «говорить», благодаря незаметной «краже» времени и его «возврату» потом.
  • Тишина притягивает звук, точно как гравитация влияет на массу.

Важно знать об агогике, чтобы либо «согласиться» с ней, чтобы совершенствовать свое исполнение, либо чтобы контролировать ее, когда она «угрожает» его испортить.

У инструментов есть своя агогика. Виолончели и фаготы преуспевают в своем низком регистре, в то время как флейты и скрипки лучше всего звучат в среднем и высоком регистрах. Эти природные особенности инструментов помогают эффективно раскрашивать музыку.

Однако иногда композитор специально использует крайние регистры, чтобы подчеркнуть напряжение или усилить чувство ностальгии. Самый знаменитый пример - вступление к балету Стравинского «Весна священная». Эти навязчивые «стенания» погружают слушателя (и фаготиста) в мрачное и таинственное настроение. Такие же ноты, написанные для флейты или кларнета, будут иметь успокаивающий эффект. Сложность здесь это часть музыки.

Риск высоты также создает возбуждение, что объясняет то, как публика реагирует на певцов, которые поднимаются до самых высоких нот. Кстати, труба производит такой же эффект.

У молодых исполнителей возникает соблазн найти самую громкую флейту, чтобы имитировать звучание на CD. Альберт Купер (флейтовый мастер) отмечает, что из десяти предлагаемых им головок самые громкие - самые популярные. Иногда мощность достигается в ущерб гибкости и красоте.

С точки зрения интерпретации, флейтист должен признать свойственные его инструменту характеристики. Он может использовать их, следуя агогике флейты: используя стаккато как эхо для легато, позволяя звуку ослабевать или усиливаться естественным образом, меняя цвета на идентичные, усиливая присущую флейте поэтичность - словом, реализуя все, что способствует исполнению музыки. 

С другой стороны, знание агогики инструмента поможет флейтисту найти решения, которые не приходят сами собой: мягкие атаки, громкая игра в низком диапазоне и мягкая в ведущих партиях, предотвращение преждевременного увеличения темпа, выдерживание длинных нот, борьба с тенденцией к ускорению - словом, овладение мастерством владения инструментом, не забывая при этом об эстетической цели музыки.

В двух словах

Агогика: будто бы врожденные условия музыки, инструментов и исполнителей. Вам нужно знать ее, чтобы уметь контролировать и использовать, чтобы совершенствовать интерпретацию.