Центр тяжести

Центр тяжести

Центр тяжести флейтиста находится в точке чуть ниже пупка, которая ощущается во время кашля или чихания – но никак не в диафрагме и не в солнечном сплетении. Когда мы чихаем или кашляем, в этой точке в течение короткого времени концентрируется большое количество выталкивающей энергии. Эта энергия похожа на то, что мы называем опорой – отличие в том, что опору нужно держать всё время, пока идёт звук. Если мы хотя бы немного перенесём вес с одной ноги на другую, сместив при этом центр тяжести, скорость выдоха станет быстрее или медленнее – так мы можем управлять основным средством звукоизвлечения – воздухом – во всех регистрах. Лишь во вторую очередь в управление воздушной кистью включаются губы.

Воздушную опору можно сравнить с ощущением, которое появляется в брюшных мышцах, когда мы передвигаем тяжёлый предмет: живот несколько выпячивается (а не уходит внутрь, как советуют некоторые педагоги); мы чувствуем, как очень сильные мышцы дают необходимую энергию – так же должно быть и в звукоизвлечении. Центр тяжести перемещается вниз, в верхней части туловища нет никакой энергии – плечи должны быть опущены. Воздушная опора как раз и начинается в этом центре тяжести, то есть, в точке кашля (чихания). Необходимо отчётливо ощущать её месторасположение. Что касается диафрагмы, о которой так много говорят, то она находится гораздо выше, и к тому же ей невозможно управлять. «Центр тяжести должен располагаться как можно ближе к земле, а именно в нижней части живота».[1]

Трюк Катлин Шастен

Сядьте удобно, прочно установив стопы на полу, и сыграйте нижнюю ноту в упражнении на mf с обычным vibrato. Добейтесь оптимального качества звука, затем начните играть упражнение. На счёт «три» встаньте на ноги. После нескольких попыток вы увидите, что смещение центра тяжести делает звук более ровным и даже интонационно более точным, хотя вы ничего не меняете в положении амбушюра. Если в интервале две ноты имеют разную аппликатуру, смещение центра тяжести должно синхронизировать перемещение веса на ноги и движения пальцев с метроритмом.

Трюк Шастен, конечно, нельзя выполнить во время публичного выступления, но он даёт возможность ощутить работу сильных мышц нижней половины тела и перестать полагаться лишь на губы и челюсть. Этот приём также показывает, что опущенные плечи – это естественная позиция, необходимая для удобства игры и полноценного контроля над звуком.

Тот же эффект можно наблюдать в положении стоя, если чуть-чуть согнуть колени на первой ноте интервала, а затем в нужное время оттолкнуть от себя пол ногами. Чем выше регистр, тем сильнее нужно «врастать» в землю – это ощущение поможет чисто играть в тихом нюансе (p/pp) в верхнем регистре.

В положении сидя поясничные, или брюшные мышцы выталкиваются наружу – это усилие может поддерживаться за счёт ног. Во время игры сидя расположение центра тяжести примерно такое же, как и в положении стоя, но оно не так очевидно. Мне кажется оптимальной такая позиция: поясница упирается в нижнюю часть спинки стула, стопы ровно стоят на полу; нужно почувствовать близость точки кашля к поверхности стула и выпятить живот. В любом случае необходимо следить за плечами – они должны быть опущены – и за устойчивостью инструмента на подбородке.

Ощущение низкого центра тяжести помогает контролировать интонацию при игре на f или ff. Это ощущение, а также «врастание» в землю (или в стул), опущенные плечи, открытая гортань, наконец, точное направление воздушной кисти внутрь инструмента – всё это помогает управлять высотой звука.

При игре на p или pp относительная нехватка энергии внутри воздушного столба становится причиной занижения строя в любом регистре, в частности, на затихающих длинных нотах в конце фразы. Низкий центр тяжести поможет справиться и с этой проблемой. У нас должно быть ощущение, что мы отталкиваем от себя землю ногами, сохраняя скорость потока воздуха. Оживить этот поток помогает контролируемое vibrato.

Я заметил такой факт: перемещение центра тяжести вниз происходит при появлении некоторого дополнительного веса, как, например, в последние три месяца беременности.[2] Звук, как правило, становится шире, толще. Думаю, это происходит благодаря изменениям в осанке, позволяющим адаптировать организм к добавленному весу. Всё равно, какого вы пола – этот вес можно смоделировать. Возьмите большую сумку для покупок и положите туда три-четыре килограмма каких-нибудь толстых книг. Проденьте через ручки широкий ремень и повесьте на шею. Да, поначалу присутствует ощущение неуклюжести, но попытайтесь всё же продолжить играть: ваш звук будет иначе фокусироваться, он станет шире – как мне кажется, за счёт смещения вниз центра тяжести.

Своих студентов я заставляю вовлекать всё тело в процесс игры с помощью мягкого толчка в грудь[3] – моментально срабатывает рефлекс: ноги сопротивляются наклону туловища, и центр тяжести сдвигается вниз.

Хара

Это японское слово означает «живот» (как в слове харакири).[4] Японские боевые искусства уже давно изумляют западную общественность: дзюдо[5], джиу-джитсу[6]и карате[7], а также айкидо, стрельба из лука и фехтование были в своё время привезены в Европу и Америку из Японии. Они стали использоваться как средство духовного развития и зарабатывания денег. Японцы до сих пор удивляются тому, с каким рвением на Западе познают азиатские практики. Приверженцы этих практик утверждают, что с их помощью можно лечить как телесные недуги, так и душевные раны. Подобно змеиному яду, они исцеляют то, что болит – почему бы и нет, главное, чтобы не было больно. Заявления такого рода можно также услышать от педагогов по флейте (всех без исключения), а ещё от апологетов техники Фредерика Александера и методики Фельденкрайза, от инструкторов йоги и производителей спортивных тренажёров.

Практика хара, так же как и йога, напрямую связана с тем, чем каждый день занимаются исполнители на духовых инструментах. Оставим в стороне духовный и философский аспекты этой практики и рассмотрим её с точки зрения осанки и дыхания.

«Невозможно найти внутреннее равновесие (духовный центр тяжести), не определив центр тяжести тела». Он расположен в точке кашля (точке чихания) несколькими сантиметрами ниже пупка примерно в центре брюшной полости. «Многие люди загоняют себя в собственную грудь. При выставленной вперёд груди, отодвинутых назад плечах и втянутом животе осанка не может быть естественной. Такая поза типична для тех, кто хочет казаться кем-то, кем на самом деле не является. <…> Эта поза влечёт за собой грудное дыхание, которое оказывает негативное воздействие на психику».[8]

Практика хара проста для выполнения: стоя на всей поверхности обеих стоп, вы должны отпустить весь вес своего тела вертикально вниз: плечи опускаются и становятся тяжёлыми и свободными, живот расслаблен. Вам удобно дышать, поэтому грудь и плечи не двигаются. Вы ясно ощущаете силу тяжести всем своим телом. Теперь положите руку под пупок и попробуйте кашлянуть. Точка, в которой вы почувствуете энергию – это и есть ваша хара. Когда она на своём месте, мы делаем более качественный вдох и выдох и меньше устаём, ведь хара и наш центр тяжести являются неисчерпаемым источником энергии и хорошего самочувствия.

В двух словах

Почувствуйте энергию, сосредоточенную ниже пупка во время кашля. Мысленно посылайте звук из этой области, а не из верхней части туловища. Чем шире интервал, тем интенсивнее нужно использовать центр тяжести в управлении скоростью воздуха, сводя к минимуму движения на лице. Эти приёмы вкупе с ровностью пальцев помогут вам добиться полного погружения в игру на инструменте. 


[1]Мишель Рикье, «Методическое пособие по инструментальной педагогике», предисловие Мориса Андре (Париж: GérardBillaudot, 1982).

[2]Не рекомендую провоцировать беременность в чисто экспериментальных целях.

[3]Точнее, в область грудины.

[4]Hara(внутренности)-kiri(разрезание);Краткий Оксфордский словарь (Нью-Йорк: OxfordUniversityPress, 1990).

[5]Jū (мягкий)-dō (путь).

[6]Jū (мягкий)-jutsu(приём).

[7]Kara (пустой)-te(рука).

[8]Рикье.