Внимание: флейта! Или как музыкальные занятия влияют на способность сосредотачиваться

Внимание: флейта! Или как музыкальные занятия влияют на способность сосредотачиваться

Внимание — величайшее и, по сути,
единственное достижение человека
Кастанеда

О внимании написано бессчетное количество научных трудов. Исследователи сходятся во мнении, что избирательная направленность восприятия на тот или иной объект (как определяют внимание) и ее тренировка является залогом успешности любой деятельности. Профессиональные музыканты согласны с учеными: без сосредоточения трудно достичь заметных результатов. Работы физиологов, психологов, а также коррекционных педагогов свидетельствуют: занятия музыкой (в частности обучение игре на флейте) способствуют тренировке всех типов внимания, закладывают основу для развития когнитивных навыков и даже благотворно влияют на состояние людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Музыка — тренажер для мозга

Огромное число современных исследований о влиянии искусства на мозговую деятельность так или иначе связаны с музыкой и музыкантами. Авторы публикаций отмечают, что владение инструментами и даже просто внимательное прослушивание композиций откладывает отпечаток на интеллектуальных функциях, процессе обработки информации и в итоге на том, как человек воспринимает мир и как с ним взаимодействует. Причем эффект воздействия на работу мозга более выражен в случае музыкантов (любителей или профессионалов), нежели в случае пассивных слушателей.

Человек играет на флейте

Знакомство с инструментом начинается с постановки корпуса и изучения техники исполнительского дыхания. Для успешной игры на флейте мало знать ноты и понимать, куда «дуть». Во время работы с инструментом, особенно на начальных этапах, важно контролировать положение корпуса, дыхание, постановку губ. Со временем часть этих навыков автоматизируется. Однако игра на флейте продолжает требовать сосредоточенности одновременно на нескольких вещах. Чтение нот, контроль за положением в пространстве, команды дирижера, последовательность выступления других исполнителей в оркестре, выдерживание необходимых пауз — без натренированного внимания невозможно стать профессиональным музыкантом.

При этом занятия требуют дисциплины, умения планировать и рассчитывать время. Ежедневная работа над техникой оттачивает мастерство и одновременно приучает сосредоточенно работать для достижения цели.

Мозг играет на флейте

Во время любого обучения усложняется нейронная сеть: появляются новые связи, развиваются те или иные отделы. Можно с уверенностью сказать, что на флейте играют не просто руки или губы, но в первую очередь мозг. Исследования показывают более выраженное развитие мозолистого тела (отдела головного мозга, осуществляющего связь между полушариями) у музыкантов по сравнению с людьми без музыкального образования. Улучшается качество и количество нейронных связей, мозг становится способным к обработке (анализу, обобщению, систематизации и так далее) более сложной информации, да и сама эта обработка, можно сказать, переходит на новую глубину.

Ученые утверждают (см. работы Глозман Ж.М. и Павлова А.Е., Weinberger Norman M.): в головном мозге нет специфического центра музыки. В обучении игре на флейте участвуют разные отделы одновременно. Связи, закрепившиеся в процессе, затем используются для решения других задач. Исследования подтверждают эту мысль (см. работы М. Е. Пермякова и Е. С. Ткаченко, Nadine Gaab): дети, получающие музыкальное образование в течении продолжительного времени, показывают лучшие результаты при оценке их познавательной деятельности.

Внимание — наше все

Игра на флейте тренирует одновременно несколько типов внимания:

  • устойчивое;
  • быстро переключающееся;
  • способствующее ориентации в пространстве
  • внешнее (направленное на внешние объекты и явления, на других людей) и внутреннее (направленное на процессы, происходящие в теле, на мысли и чувства).

Оттачивание техники или разучивание нового произведения требует максимального сосредоточения. Профессиональные музыканты способны не реагировать на внешние, даже весьма сильные, «раздражители», когда это необходимо. В то же время, они умеют быстро переключаться (например, с нот на дирижера) и держать в фокусе сразу несколько объектов или процессов.

Подобная натренированность облегчает процесс обучения, повышает усвоение знаний. В современном мире, когда нас постоянно что-то отвлекает, способность сосредотачиваться становится спасительной нитью, позволяющей не потеряться в огромном массиве информации, вычленить из него нужное и главное и затем использовать.

Музыкальное образование как метод коррекции

Появляется все больше статей о пользе музыкальных занятий для детей с синдромом дефицита внимания. Ведущий исследователь Лаборатории когнитивной неврологии Бостонской детской больницы Надин Гааб (Nadine Gaab) отмечает большой потенциал музыкального образования в деле коррекции СДВГ. Обучение игре на инструментах повышает способность к концентрации внимания и самоконтролю, улучшает коммуникативные навыки.

В сети также можно найти массу положительных отзывов от родителей: они подтверждают предположения ученых о положительном влиянии музыкального образования на развитие исполнительных функций (постановка цели, самоорганизация, выполнение намеченного, избирательное внимание и так далее) у детей с СДВГ.

Как говорит Татьяна Черниговская, психолингвист, доктор биологических наук, искусство — это не десерт, творчество — предназначение мозга. Играя на флейте, мы совершаем многоступенчатую работу, которая сопровождается заметной перестройкой головного мозга. Навыки (или, как принято сейчас говорить, апгрейд), «зафиксированные» в нейросети во время обучения, затем используются для решения других когнитивных задач. Они откладывают отпечаток на наших возможностях, углубляя и расширяя их.

Рубрики: факты