Appoggio (аппóджо) – техника распределения воздуха, разработанная певцами итальянской школы. Перевод «дыхательная опора» будет не вполне точным; appoggio – это система взаимодействия мышц живота и груди в процессе дыхания и звукоизвлечения.
«Чтобы выдержать взятую ноту, нужно медленно выдохнуть – это возможно сделать с помощью мышц вдоха: во время выдоха они продолжают работать, пытаясь удержать воздух в лёгких и оказывая противодействие мышцам выдоха. Этот процесс называется lotta vocale (вокальная борьба)».[1] Техника appoggio[2] (в переводе с итальянского – «поддержка») очень близка тому, что часто ошибочно называют диафрагмальной опорой.
Опора мышц живота ускоряет опустошение лёгких, если её не уравновешивает деятельность межрёберных мышц[3]. Appoggio предотвращает сжатие грудной клетки, задача певца и флейтиста – поддерживать это внутреннее равновесие во время выдоха. «Сделав максимально глубокий вдох, мы должны применить значительную силу мышц вдоха, чтобы удержать воздух внутри себя. <…> Необходимо удерживать дыхание с помощью мышц вдоха, чтобы грудь не сжималась слишком быстро под действием собственной упругости».[4]
Tenuto, Sostenuto, Ritenuto и appoggio – техники, в которых не так просто разобраться, но игра стоит свеч: эти приёмы дают исполнителю такие преимущества как комфортная игра во всех регистрах, удовольствие от игры на инструменте, контроль во время стресса и, наконец, владение фразировкой.
Термином Tenuto (от глагола tenere – «держать») я называю необходимость устойчивости амбушюра на подбородке. В игре на флейте наиболее очевидно участие слабых мышц (лицевых, губных и межрёберных), но использовать сильные мышцы (живот, ноги и левое предплечье) просто необходимо для того чтобы извлечь звук. Конечно, губы влияют на фокус звука, его интенсивность, но роль левого предплечья всё-таки важнее. Вибрация в щеках нежелательна, она мешает контролировать звук в крайних регистрах.
Первый сустав указательного пальца левой руки является первой точкой опоры флейты. Он даёт устойчивость, необходимую не только для технической свободы и хорошей артикуляции, но и вообще для звукоизвлечения. Именно эту позицию мы видим на всех старинных иллюстрациях, изображающих исполнителей на поперечной флейте: указательный палец левой руки наполовину согнут, обеспечивая равновесие телу флейты. Изменение положения челюсти и губ помогает управлять звуком, но устойчивость в этой точке опоры просто необходима.
Говоря о дыхательной опоре, мы не имеем в виду диафрагму. Опора, или Sostenuto (sostenere – «поддерживать») – это вовлечённость мышц живота в процесс выдоха. Когда мы поднимаем чемодан или толкаем автомобиль, помимо мышц живота работают сильные мышцы ног. Самое значительное напряжение сконцентрировано в точке кашля, или точке чихания, находящейся чуть ниже пупка, а работа бёдер ещё больше усиливает это напряжение.
Вот почему я советую выстраивать опору, учитывая ноги (при игре стоя). Что касается игры сидя, я не приемлю в этом положении военной выправки, когда исполнитель сидит на самом краю стула, задрав подбородок и плечи и подняв локти. Наоборот, следует чуть-чуть наклонить поясницу к спинке стула, несколько выпятив живот, и ощутить землю под ногами – так мы почувствуем опору.
Ritenuto (ritenere – «задерживать») – противодействие верхних грудных мышц работе мышц живота (опоры): благодаря этому противодействию мы не выдыхаем весь воздух сразу. Наша основная задача – не просто делать выдох, а поддерживать грудную клетку в раскрытом состоянии, сопротивляясь её сжатию.
В двух словах: Опора в животе – это двигатель в игре на флейте. Однако если мы не уравновесим энергию опоры работой грудных мышц и не предотвратим быстрое сжатие грудной клетки, то воздух будет тратиться очень быстро. Устойчивость инструмента на подбородке также важна для распределения воздуха – она помогает фокусировать звук, управлять его тембром и таким образом экономить дыхание.
[1] Франческо Ламберт, «Искусство пения», цитата по Миллеру.
[2] Миллер.
[3] Musculi intercostales.
[4] Миллер.