Артикуляция

Артикуляция

Артикуляция – слово латинское, в переводе означающее расчленение, членораздельное, ясное произнесение. В лингвистике же артикуляцию связывают с работой органов речи, необходимой для произнесения известного звука речи.

Как видно, это определение вполне может подойти и к игре на духовых инструментах, но с некоторым уточнением, а именно: артикуляция – это работа, прежде всего губ, языка, дыхательных мышц (в особенности диафрагмы и мышц брюшного пресса), необходимая для извлечения и последовательного исполнения музыкальных звуков на духовых инструментах.

Немаловажное значение имеет и физическое состояние гортани, мышц горла, голосовых связок, мягкого нёба (нёбной занавески), носоглотки, полости рта, которые влияют на характер и качество звука – его звукоизвлечение, ведение и окончание. Поэтому артикуляцию обязательно надо связывать в первую очередь с извлечением звука, атаки.

Главным артикуляционным органом является язык. Как мы знаем, язык состоит из кончика, средней и задней частей. В зависимости от характера музыки эти части языка могут участвовать в образовании звука и вместе, и каждая в отдельности.

Существует два способа артикуляции при помощи кончика языка. Первый предполагает положение кончика языка между зубами, в соприкосновении с внутренней частью верхней губы; второй – у верхних зубов, с прижатием к альвеолам (деснам). В первом случае возникает атака более четкая и конкретная, так как кончик языка активнее взаимодействует с внутренней частью верхней губы. В результате выдувательное отверстие (межгубная щель) становится уже, струя воздуха концентрированнее, а звук приобретает необходимый резонанс и насыщенность обертонами. Во втором же случае атака языка менее определенная и более мягкая. Звук несколько расплывчат, так как язык во время атаки находится глубже (дальше) от губ и выше, за верхними зубами. Вследствие этого, его контакт с губами нарушается, отверстие, через которое выдувается воздух, увеличивается в объеме, становится менее управляемым, а струя воздуха – более распыленной. Этот недостаток следует учитывать при игре на флейте и следить за объемом межгубного отверстия.

Первый способ в основном применяется при начальном звукоизвлечении и одинарном ударе языка. Второй – не только при одинарном, но и двойном ударе языка, как первый слог.

Язык может работать и средней своей частью, то есть средней спинкой. Для этого следует кончик языка несильно прижать к нижним зубам, а атаку выполнить средней частью с опорой на альвеолы и верхние зубы. И, наконец, может быть атака, производимая задней частью языка. При этом задняя спинка изгибается и прижимается к мягкому нёбу и верхним коренным зубам, а затем отталкивается.

При атаке (звукоизвлечении) произносятся согласные и гласные. В своем сочетании они образуют слоги. Именно в этот момент проявляется наибольшая активность всего исполнительского аппарата, в особенности языка, губ и дыхательных мышц вместе.

Некоторые педагоги считают, что исполнитель во время игры не произносит слоги, в частности гласные звуки, а только их подразумевает. Мы считаем такую ориентацию неверной. Буквально все возможные и необходимые при исполнении слоги (сочетания согласных и гласных) совершенно ясно произносятся, но не в полный голос, а шепотом.

Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: тю, тё, ти, ту и та.

Все эти перечисленные слоги возникают в момент первой атаки, то есть атаки при помощи кончика языка. Такой способ называется одинарным ударом языка. Следует сказать, что удара никакого не происходит. Язык прижимается с различной силой к какой-либо части рта (внутренней стороне верхней губы, к зубам, к альвеолам), а затем отталкивается, отдергивается от нее быстрее, или медленнее, активнее или пассивнее, в зависимости от предполагаемого характера атаки, штриха, музыкальной задачи.

Слоги кю, ки, ку, и ка произносятся только тогда, когда применяется задняя атака, то есть выполняемая с помощью задней спинки языка, как было сказано выше.

Произнесение названных слогов способствует более мягкой атаке при одинарном языке, но в основном же они используются при двойном ударе языка в качестве второго четного слога (тю-кю; тё-кё).

В практике флейтовой артикуляции могут быть использованы согласные без гласных (т, к), а также только гласные (ю, ё). Последние произносятся шепотом с помощью голосовых связок и изгиба спинки языка, слегка касающейся верхних коренных зубов. При такой артикуляции характер атаки становится завуалированным, почти незаметным и максимально мягким.

Возможна, а иногда совершенно необходима артикуляция при помощи губ и воздушной струи воздуха без участия языка. При таком способе атаки губы как бы произносят ф.

Начинающих флейтистов обязательно следует обучать такому звукоизвлечению, которое поможет быстрее и яснее понять назначение губ. В данном случае губы флейтиста можно сравнить с правой рукой струнника, а струю воздуха, выдуваемую через отверстие губ и попадающую в отверстие головки флейты – со смычком.

Для развития и укрепления губ, дыхательных мышц ежедневно надо заниматься резкими, активными выдохами-«толчками», артикулируя ф без участия языка, а также и во взаимодействии с ним. Такие упражнения будут способствовать расширению выразительности штрихов.

В заключение нужно сказать, что игра на флейте допускает все перечисленные виды артикуляций и произнесение всех перечисленных слогов. Это дело привычки, вкуса, наконец, традиций.

На наш же взгляд, основными и более эффективными, а поэтому и целесообразными являются артикуляции на слог тю при одинарном ударе языка и кю при двойном ударе языка, как при твердой, так и при мягкой атаках.

Ю.Н.Должиков – Нотная папка флейтиста №1.
Тетрадь №1. Методика Упражнения Этюды. Начальные классы музыкальной школы,
– Москва, издательство «ДЕКА-ВС», 2004

Рубрики: Должиков